Кейс №1: «Проблемы текущей реализации функций Казначейства». «Организация Системы Бюджетирования на предприятии. Технические аспекты»
Общее описание кейса:
1. Постановка проблемы:
На одном из производственных предприятий Московской области (компания – участник семинара «Управление денежными средствами. Прогнозирование, анализ, контроль денежных потоков», Санкт-Петербург, 11.06.2013 – 14.06.2013. Организатор ЦНТИ «Прогресс»), существуют определенные проблемы с реализацией функций «Казначейства» в рамках имеющегося на предприятии «пакета» информационных систем. По мнению пользователей – участников семинара, в используемой для этих целей системе не вполне корректно реализуются даже некоторые «элементарные» функции. Например, значения реквизитов БИК, выгружаемые для платежных поручений в подсистему «Клиент-банк», часто оказываются некорректными – устаревшими (происходит это, возможно, из-за отсутствия встроенных механизмов синхронизации данных соответствующих справочников вида «Банковские учреждения);
На указанном предприятии также существуют определенные проблемы с построением системы Бюджетирования.
2. Краткое описание «инфо-сферы» рассматриваемого предприятия:
Состав приобретенных и, так или иначе, используемых информационных систем, приведен на Схеме 1.
По составу решаемых задач «распределение» примерно следующее:
-«Э…Т»[1]. Отечественная (российская) система класса ERP. В настоящее время используется для решения задач производственного, оперативного и управленческого учета. Отметим, в частности, что в данном приложении формируется вся информация по т.н. «производственным» договорам. И, судя по оценкам пользователей, этот блок задач «закрывается» вполне успешно. Задачи бухгалтерского и налогового учета (функционал для решения которых она – система – вообще-то в себе содержит) решаются вне её.
Благодаря наличию в указанной системе встроенного инструментария для разработки/модификации клиент-серверных приложений, здесь же и был реализован функционал «казначейства». Однако, по мнению пользователей, функциональный блок «Казначейство» проработан недостаточно (вероятнее всего это «заказная» доработка, поскольку в базовом комплекте поставки специализированный функционал управления финансами отсутствует) и выглядит все это, скорее, как некая «дополнительная нагрузка» к основному функционалу а не законченное решение.
- Oracle Business Suite. Состав и класс задач, решаемых в данной системе, окончательно не формализован, и, соответственно, говорить о наличии или отсутствии «узких» мест в данной системе пока преждевременно;
- Hyperion. Данная система предназначена для формирования полной Бюджетной модели предприятия, но процесс «внедрения» находится на начальном этапе и пока в указанной системе формируются только «плановые» показатели;
- 1С Бухгалтерия. Здесь решается «стандартный» набор задач, относящихся к предметным областям «Бухгалтерский», «Налоговый учет»;
- BI. Назначение данного приложения, как и состав решаемых с его помощью задач, также до конца не формализованы, и где-то даже – не понятны (самим пользователям – участникам семинара).
* * *
Мы же, в рамках данного кейса, сосредоточимся всего на двух проблемах, заявленных в самом начале – «Казначейство» и «Бюджетирование».
Как можно было увидеть на ранее представленной схеме, предприятие использует различные программные продукты для решения различных учетных и управленческих задач, т.е. до настоящего времени «совсем единую» платформу для комплексного решения найти или создать не удалось. Что само по себе – не значит «сразу плохо». Нам известны случаи, когда в Холдинговой структуре вполне успешно функционирует «гораздо большее» количество различных приложений (несколько десятков).
Другой вопрос, что, как мы можем предположить на основании полученной и весьма «ограниченной» информации, на данном предприятии имеет место быть некая функциональная избыточность информационной системы, т.е. возможности для решения задач одного и того же класса, присутствует в различных программах. Кроме того, мы считаем, что некоторые бизнес-процессы реализуются «не самым оптимальным образом» и в приложениях, не вполне для этого «предназначенных».
3. Вопросы, которые будут рассмотрены в рамках данного кейса:
- (1) Как и где было бы «правильнее» организовать систему Казначейства?
- (2) Как и где «лучше» организовать систему Бюджетирования?
4. Предлагаемые решения носят исключительно рекомендательный характер (в силу ограниченности исходных данных) и не должны приниматься «как безусловное руководство к действию» .
Комментарии к вопросу № 1:
- Ввиду того, что производственная система – «Э…Т» – как было описано выше, не вполне корректно «закрывает» вопросы функционирования системы Казначейства, предлагается «исключить» казначейские функции из данного приложения и «перенести» их в одно из «специализированных» решений на платформе 1С.
Почему речь идет о платформе 1С? Какие факторы говорят в пользу данного выбора?
Аргумент №1:
Бухгалтерия уже работает в системе 1С, следовательно, фактические показатели, по крайней мере в части движения денежных средств, формируются именно там. Далее, организовать «совместную» работу системы Казначейства и Бухгалтерии на базе единой платформы 1С гораздо легче. Для этого существуют и «фирменные» инструменты, да и проблем с наличием квалифицированного консалтинга по данной теме быть не должно. Данное утверждение тем более справедливо, поскольку уже существуют вполне «состоявшиеся» и зарекомендовавшие себя решения как в «интегрированном» так и в «автономном» вариантах.
В данном случае – это НЕ реклама решений на платформе 1С, а рекомендация по наиболее «короткому» пути к получению требуемого результата.
Аргумент № 2:
Текущая система очевидно не «справляется» с задачами «Казначейства». И, по нашему мнению, нет никакой необходимости нагружать её дополнительным функционалом, предназначенным для решения уже «стандартизованных» задач, точнее задач, для решения которых уже имеются готовые работающие решения. Безусловно, наличие инструментария и специалистов позволяют, при определенных условиях (наличии «руководящей руки», времени и денег) решать указанные и другие, вновь возникающие проблемы. Однако, наличие возможности, не является, само по себе, достаточным условием для совершения «неправильного» действия .
Теперь о решениях. На платформе 1С:Предприятие 8.х «казначейскую функцию» вполне успешно можно «закрыть» при помощи любого из перечисленных ниже продуктов:
- БИТ.ФИНАНС;
- ЛАД: Управление бизнесом;
- 1С Консолидация.
Для осуществления окончательного выбора в пользу того или иного решения, следует дополнительно задаться вопросом вида «Планируется ли «совместная» работа приложений под одной «крышей» (т.е. в одной конфигурации с бухгалтерией) или нет?»
Дело в том, что, например, приложение БИТ.ФИНАНС поставляется изначально «встроенным» в одну из типовых конфигураций 1С.Бухгалтерия (ПРОФ, КОРП или Комплексная автоматизация). С другой стороны, приложение «ЛАД: Управление бизнесом» поставляется в виде «самостоятельных» конфигураций, которые, при необходимости, также могут быть интегрированы в уже существующее решение на платформе «1С. Предприятие 8». «1С.Консолидация» это вообще автономное решение с массой специальных возможностей для формирования консолидированной отчетности, и отдельным блоком, реализующим функции корпоративного казначейства.
Разумеется, на рынке имеются и другие решения для автоматизация «Казначейской функции», даже если говорить только об «автономных» решениях, а не о «специализированных» модулях комплексных ERP систем. Однако, мы рекомендуем ограничить выбор одним из указанных выше программных продуктов, принимая во внимание их лидирующие позиции в соответствующем сегменте рынка по соотношению показателей Функционал/Количество внедрений/Стоимость владения.
Что касается системы «учета договоров», то тут можно рекомендовать следующее:
- Собственно «учет договоров» разумно оставить в производственной системе «Э..Т» – по принципу – «не надо трогать, ломать или улучшать то, что и так работает»:). При необходимости, данные по графикам платежей (поставок), которые обычно и формируются «в связке» с договорами, можно передавать в систему «Казначейство» автоматически. При этом можно обеспечить либо даже некоторую избыточность (дублирование) информации – поскольку в указанных системах есть свои разделы для учета договоров, либо же данные по договорам передавать уже в трансформированном виде, например, в виде «Плановых платежей» или «Заявок на оплату (Расход ДС)». В свою очередь, данные о фактически совершенных платежах (выбытиях ДС) из системы «Казначейство» или «1С Бухгалтерия» можно также автоматически передавать обратно в Производственную систему со всей необходимой аналитикой, включая реквизиты договоров.
Комментарии к вопросу № 2.
- Все функции, относящиеся к «сфере бюджетирования» или более широко «к сфере управления эффективностью (предприятия, компании, бизнеса – нужное подчеркнуть)» «отныне и впредь» реализовывать в системе Hyperion, раз уж она у предприятия имеется;
Таким образом, можно полностью «замкнуть бюджетный цикл» в единой системе. При этом, накапливаемые «исторические» и «текущие» данные могут, в дальнейшем, стать хорошей основой для создания корпоративного хранилища данных. А уже с «очищенными» и «агрегированными» данными хранилища, почти наверняка, сможет успешно работать имеющаяся на предприятии система бизнес-аналитики (BI).
* * *
На этом краткий разбор Кейса №1 закончен. Будем рады, если приведенные советы и рекомендации окажутся кому-то полезными
Свои дополнительные вопросы, замечания и пожелания вы можете оставлять непосредственно в комментариях к данной статье. Мы гарантируем, что они не останутся без внимания.
Продолжение следует…
[1] Дабы оставаться предельно корректным в отношении производителей программного обеспечения, названия некоторых систем будут даны в сокращенном виде.