Home » Менеджмент » Среда, которая способствует обучению

Среда, которая способствует обучению

Характеристики среды, способствующей обучению

 «Делай, что можешь, с тем, что у тебя есть, и там, где ты находишься»
Т. Рузвельт

В коллективе должна быть душевная и мотивирующая обстановка

Если микроклимат в коллективе способствует подлинному интересу к обучению, то многие проблемы, связанные с так называемой проблемой «устаревания персонала», теряют свою остроту. И, хотя упомянутая концепция устаревания (морального износа) взята из области техники (по аналогии с износом/амортизацией ОС и НМА), она вполне применима и по отношению к людям: персоналу, сотрудникам, рабочим и служащим.

В рамках этой «метафоры» человека можно охарактеризовать как морально устаревшего, если его кругозор, способность приспосабливаться – приспосабливаемость и применимость ограничены настолько, что он более не в состоянии справляться с ситуациями и решениями, которых требует от него процесс работы. Как правило, морально устаревший человек старше средних лет, однако корни этого положения кроются в его предшествующем периоде жизни. Это становится очевидно, если сравнить различные эффекты старения на людях и заметить, что некоторые из них сумели избежать потери жизненной энергии и приспосабливаемости, которые обычно и ассоциируются с периодом зрелости, чтобы не сказать — увядания.

Помогая сотрудникам работать над своим личным ростом, руководители могут тем самым заметно улучшить микроклимат, ослабляющий эффект личного морального износа. Явление морального износа не зависит от занимаемой должности и может подстерегать как самого руководителя компании, так и его подчиненных, вплоть до рядового электрика. В этой связи руководитель просто обязан принимать меры, чтобы самому оставаться открытым к новому и гибким в принятии решений.

Психологический микроклимат в организациях, где руководство понимает и работает над проблемой «морального устаревания персонала», однозначно способствует обучению и самообучению сотрудников. В таких компаниях и организациях обычно наличествуют многие из перечисленных ниже признаков:

  • На каждом уровне иерархии управления менеджеры и сотрудники совершенно точно и определенно знают и понимают, что именно является целью, которую требуется достичь.
  • Сотрудники постоянно и объективно пересматривают свой опыт (навыки) с целью их дальнейшего улучшения и совершенствования.
  • Личное развитие всех и каждого сотрудника планируется соответствующими службами по управлению и обучению персонала.
  • Сотрудники сами готовы рисковать (принимать оправданно-рискованные решения), не боясь, при этом, показаться смешным, или быть подвергнутым наказанию (взысканию или «разносу»).
  • На развитие трудовых и коммуникационных навыков сотрудников планируются и выделяются соответствующие и адекватные стоящим задачам ресурсы (бюджеты).
  • Для развития сотрудников используется каждая открывающаяся возможность.

* * *

 Статья подготовлена по материалам издания [«Раскрепощенный менеджер», М. Вудкок, Д. Фрэнсис]

© 2013. NеоLogics Group