Обучение как ключевая задача управления
«То, что объясняет всё, не объясняет ничего»
Вольфрам
Каждый руководитель должен заботиться о повышении компетентности тех, кем он руководит. Почти каждый человек обладает значительным потенциалом для личного и профессионального роста, и по мере удорожания человеческих ресурсов становиться все более важно задействовать этот потенциал. Развитие людей — это ключевой элемент управленческой эффективности, который позволяет получить следующие результаты:
- Рост заинтересованности и воодушевления работника;
- Более высокие результаты работы;
- Появление кандидатов на выдвижение;
- Увеличение жизненной энергии и создание благоприятного климата;
- Постоянное повышение стандартов.
Вы, вероятно, заметили, что некоторые из этих пунктов отражают влияние развития на моральный климат и жизненный тонус, не затрагивая непосредственно производственные показатели. Этот важный аспект управления обычное недооценивается. У многих людей противник находится внутри них самих, а негибкость и разочарованность лишают их сил и уверенности в себе.
Личное и профессиональное развитие — это хорошее средство от эмоционального истощения. Менеджер, который развивает людей, тем самым увеличивает их энергетические ресурсы, а также повышает эффективность их труда.
Хороший руководитель — по совместительству преподаватель
Во многих крупных организациях есть штат профессиональных преподавателей или тренеров, которые дают советы, ведут учебные курсы и распределяют сотрудников по внешним программам повышения квалификации для их дальнейшего обучения и саморазвития. Однако профессиональное обучение — это отдельная тема, которую мы обсудим в других статьях. Вопрос в том, что могут сделать управленцы-практики для развития своих преподавательских навыков, среди которых можно выделить следующие:
- Создание благоприятной среды для личностного роста.
- Умение оценивать индивидуальные потребности слушателей-сотрудников.
- Умение консультировать.
- Умение извлекать уроки из опыта работы.
В каком-то смысле каждый руководитель является по совместительству тренером-консультантом-преподавателем для собственных подчиненных, постоянно влияя на их развитие, как в профессиональном, так и в личностном плане. Обычно, исходной посылкой и материалом для обучения становятся текущие производственные вопросы. Никто не ожидает обнаружить у менеджеров-руководителей навыков профессиональных преподавателей, но зато они бесспорно обладают, как минимум, одним уникальным преимуществом в обучении: всё, что происходит на работе — реально. В смысле — имеет отношение к практической стороне жизнедеятельности предприятия и его коллектива.
Подлинное развитие должно находить отражение в росте каждодневной производительности. И руководитель, как старший по должности среди присутствующих может внести очень важный вклад в дело повышения производительности и эффективности решения даже самых рутинных задач.
* * *
Статья подготовлена по материалам издания [«Раскрепощенный менеджер», М. Вудкок, Д. Фрэнсис]